Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия | Одуванчик

Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия

В 2023 году в московском издательстве «Выргород» опубликована книга «Веня Д’ркин: Дрантология», над которой работала команда энтузиастов с 2000 года. Богатое издание включает стихи, прозу и рисунки Дранти, а также комментарии к песням, архивные фотографии, концертографию и биографические статьи. В книге впервые обобщены и сведены вместе материалы творческой биографии Вени Дркина (Александра Литвинова), а также показана его роль в пост-роке и бард-роке постсоветского периода. Эти материалы показывают, что Литвинов занимает место в первом ряду русских рок-поэтов и рок-музыкантов конца ХХ века. Его творческий и жизненный путь окончился в 1999 году, он не успел поработать с профессиональными музыкантами и продюсерами, качество записи звука в его выступлениях очень низкое, и тем не менее популярность Литвинова с годами не падает, а растёт.

Александр Литвинов (псевдонимы Дрантя, Веня Д’ркин, Веня Дркин) (1970–1999) – поэт, музыкант, бард, рокер, руководитель рок-групп. Родился в посёлке Должанский, похоронен в Свердловске, оба населённых пункта находятся на территории ЛНР. Литвинов жил в разных городах Донбасса, последние годы его жизни прошли в Луганске. Стиль творчества Дркина определяется как бард-рок или пост-бард. В его работах соединяются различные музыкальные направления, характерные для конца 1980 – 1990-х гг. Подавляющее большинство записей, кроме «Крышкин дом», «Все будет хорошо» и нескольких альбомов, вышли после смерти Д’ркина под маркой «ДрДом». В настоящее время песни Дркина известны всем бард-рокерам, поющим на русском языке, а его творчество изучают в разных научных центрах России.

Учёные о луганском бард-рокере

Исследователи культуры из Воронежа, Москвы, Твери, Иркутска изучают христианские образы и тему смерти в поэтике Литвинова, критику в его песнях потребительской цивилизации, обращение поэта к эстетике абсурда бытия на фоне попыток преодолеть внутренний хаос с помощью метафизического стремления к изначальному единству. Также проанализированы метрико-ритмическая организация текстов Дркина, обращение автора к таким редким стихотворным формам, как логаэд и пятисложник, использование в его творчестве переменной анакрусы как в двусложных, так и в трёхсложных метрах, обращение к акцентному стиху, стремление к полиметрическим сложным композициям, заимствование иностранной лексики.

 В Луганске творчеством Дркина профессионально занимается философ культуры, религиовед Валентина Патерыкина, которая в своих статьях, докладах и лекциях показывает отражение постмодерна в поливекторности стилей Дркина (фольклор, городской романс, аристократизм, рок-музыка), изучает абсурдистские мотивы в его песнях, присущие поэтам-обэриутам 1920-х годов, привлекает постмодернистские сказки Вени Дркина для решения проблемы зарождения этого фольклорного жанра.

Память-наследие России в эпоху СВО

Современная Россия переживает сильную трансформацию коллективной памяти в ситуации конфронтации с частью коллективного Запада после начала СВО. Включение новых регионов в состав России сопровождается их интеграцией в культурное пространство. Возможность консолидированного действия всего общества, включая новые регионы, требует сгладить прежние оппозиции, определявшие коллективную память постсоветского периода. Противопоставления красные/белые, советские/постсоветские, атеисты/православные могут либо разделять общество на конфликтующие группы, либо сохраняться вместе как часть общей истории-наследия. К таким оппозициям относится и оппозиция истеблишмент/контркультура в рок-музыке, структурировавшая отношения в позднесоветском и постсоветском культурном пространстве в конце ХХ века. В настоящее время эта оппозиция входит в наследие: творчество андеграундных рок-певцов включается в школьную программу, их песни звучат на фестивалях, учёные исследуют рок и контркультуру как важные части культурной системы. Сохранение разных вариантов памяти о прошлом без привязки к конкретным социальным группам позволяет актуализировать ситуативно важные социальные практики и обеспечивает богатство смыслов культурной системы.

Память не существует в неизменном виде. Сохранение памяти о прошлом зависит от настоящего. К практикам, сохраняющим память о творческой личности, событии, явлении относятся проведение дней памяти, мемориальных церемоний, создание мемориальных комплексов, музеев, архивов, библиотек и целого спектра мероприятий по включению их материалов в культурную жизнь общества для соединения индивидуальной памяти людей с коллективной идентичностью. К коммеморативным практикам также относятся возведение и уничтожение памятников, наименование и переименование улиц и населённых пунктов, открытие музеев, выставок и экспозиций, учреждение праздников, создание новых или воссоздание старых ритуалов и традиций, освещение события в медиапространстве, проведение торжественных собраний и чествование участников памятного события, научная репрезентация и многое другое.

Как же сохраняют память о Дранте на Луганщине, где он родился, учился, творил и умер? Сохранение памяти об Александре Литвинове на Луганщине сосредоточено в двух проектах: «Веничкина радуга» и «Лекции на “Чердаке”».

«Веничкина радуга»

«Веничкина радуга» – международный музыкально-поэтический фестиваль памяти Александра Литвинова, который проводится с 2001 года. Организаторами фестиваля являются Екатерина Нижельская, Елена Федина, Илья Уныченко, Светлана Каневская. Фестиваль проводится ежегодно в августе, недалеко от Свердловска.

Из отзыва о фестивале 2014 года:

«Первый день феста проходит как концерт лауреатов прошлых лет и приглашённых рок- и бард- исполнителей, а во второй день начинается самое интересное – прослушивание и проба талантов в различных номинациях: рок-бард, исполнительская мастерская (лучшее исполнение песен Дркина), поэтическая, художественная мастерские, ансамблевая, альтернативная мастерские. На момент прослушивания исполнителей членами жюри можно также посмотреть выставку декоративно-прикладного искусства, послушать поэтов, исполнителей, поиграть в футбол или искупаться в реке. Вечером второго дня проводится гала-концерт с выступлением всех желающих, а также награждением победителей во всех номинациях. В последний, третий день все гости и участники феста разъезжаются и ждут встречи ровно через год, чтобы снова встретиться у костра с добрыми друзьями и исполнить гимн Веничкиной Радуги:

» … И полетим по радуге

В страну волшебную,

Где будем вместе — я и ты…»».

Об истории фестиваля рассказывает один из его создателей:

«Идею фестиваля в 2001 году предложил Стас Блюм, сын Лидии Сергеевны Блюм. Сначала он проходил в форме концертов во Дворце культуры, в которых принимали участие, как местные исполнители, так и музыканты из других городов. А в 2004 году Лидия Сергеевна предложила провести его на открытом воздухе, в «Ясенах». В 2007 году фестиваль получил своё второе рождение, он стал более масштабным и массовым. В 2010, например, на него приехало более 500 человек из других городов. Он тогда проходил на турбазе в «Ясенах». Были гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова, Литвы и Латвии. После 2014 года многие исполнители уехали, кто-то погиб, и фестиваль уже не достигал прежнего размаха. Он ещё проводился в 2016-2019 годах, но потом пришёл коронавирус, так что это первый настоящий фестиваль за последние четыре года».

В 2023 году состоялся 18-й фестиваль, который прошёл на базе отдыха «Берёзовка» 18–20 августа. Луганская поэтесса и исполнительница Светлана Каневская рассказывает о мероприятии 2023 года:

«Если в 2019 году я была просто гостем, то теперь, когда меня приняли в эту большую семью, я влилась в творческую команду. На мне задача по организации расписания и установлению регламента, чтобы на сцене успели выступить все прибывшие исполнители. Главными организаторами фестиваля в этом году стали Павел Шлапак, Дмитрий Чиж и Иван Свердун. Они договорились с администрацией базы отдыха о предоставлении территории для размещения сцены, подготовили и привезли оборудование. Заявку на участие подало больше 20 человек, среди которых как традиционные гости фестиваля – Андрей Халимендик, Анатолий Зималев, Игорь Бабяк, Владимир Цыганок, так и гости из других городов республики и страны: Сергей Волошин из Красного Луча, Константин Шлямов из далёкой Читы. Он бард старой традиции и организатор бардовского движения «Великий Исток» у себя на родине».

Таким образом, фестиваль «Веничкина радуга» является местом памяти не только регионального, но и общероссийского масштаба. В фестивале участвуют представители панк-, бард- и рок-движения, исполнители авторской песни, художники и музыканты. Особенность фестиваля заключается в том, что это низовая инициатива, объединяющая творческих людей вне рамок профессиональных союзов и объединений. На фестиваль собираются люди разных поколений, увлечённые музыкой и поэзией. В условиях санкций и вынужденной изоляции России развитие межрегионального сотрудничества в сфере творчества приобретает особую важность. Фестиваль «Веничкина радуга» соединяет индивидуальную культурную память с коллективной, а также включает региональные топосы культурной памяти в общероссийский контекст.

«Лекции на “Чердаке”» о Вене Дркине

Проект «Лекции на “Чердаке”» возник в 2018 году. Автор и куратор проекта – Виктория Смоляр. На официальной странице сообщества вконтакте сказано:

«Проект «Лекции на “Чердаке”» ориентирован на интеграцию образования в социокультурное пространство города, организацию и развитие взаимодействия между образовательными и культурными учреждениями: библиотеками, музеями, театрами, культурными центрами. Мы планируем запустить годовой цикл публичных лекций по базовым дисциплинам, изучаемым в республиканских университетах, c одновременной их трансляцией в пространстве Интернет для широкого круга заинтересованных лиц. Проект предполагает активное участие студенческого и профессорско-преподавательского сообществ в Луганске, а также всех профессиональных и общественных групп, испытывающих интерес к проблематике современного знания, как в республике, так и за её пределами.

Основанием работы лектория является философия открытого образования.

Формат основных мероприятий – это 1,5-часовые встречи с полным “включением” участников, предполагающие лекции и интерактив».

В рамках проекта в 2023 году состоялось три открытых лекции, посвящённые творчеству Александры Литвинова. Лекции провела Валентина Патерыкина, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории искусств и эстетики ЛГАКИ имени М. Матусовского, автор монографий, научных работ по вопросам философии, религиоведению, истории культуры, философской антропологии, автор поэтических сборников.

Лекция «Сказочник постмодерна Александр Литвинов» состоялась 12 февраля 2023 года. В ней лектор осветила основные этапы биографии поэта, описала основные его творческие достижения и осветила вклад Литвинова в современную русскую поэзию. Постмодернистские техники стиха Литвинов использует для разработки фольклорных тем, укоренённых в русской культуре и истории: место человека в мире, свобода творчества поэта, переход между жизнью и смертью, онтологический смысл любви.

Лекция «Мифопоэтика Александра Литвинова», состоявшаяся 9 апреля 2023 года, посвящена анализу фольклорных корней сказок, написанных луганским бардом. Валентина Патерыкина отмечает, что появление сказок в мировой культуре – загадочный процесс, который исследуют фольклористы, этнографы, антропологи. Творчество Литвинова является живой лабораторией, позволяющей увидеть архаичные процессы трансформации и трансляции смыслов в реальном времени недавней истории Луганщины.

Лекция «”Непохожая на сны”: женские образы в творчестве Вени Д’ркина» состоялась 12 июня 2023 года. В ходе своего выступления Валентина Патерыкина проанализировала самые известные песни Литвинова, в которых женские образы занимают центральное место: «Непохожая на сны», «Бесимся», «Маргарита», «Матушка игуменья» и другие. Докладчик показала, что в женские образы этих песен всегда соединяют разные миры: жизнь и смерть, любовь и забвение, небесное и земное. Женщина выступает как медиатор разных миров, сближаясь в этом качестве с поэтом.

Таким образом, проект «Лекции на “Чердаке”» реализует иной тип сохранения памяти: рассчитанный на подготовленного образованного слушателя, ценителя музыки и литературы, а также науки, стремящегося к самообразованию и научному поиску. Лекции Валентины Патерыкиной включают творчество Литвинова не только в контекст русской литературы, но и в интеллектуальную среду, объединяющую философов, религиоведов, антропологов.

Итак, память о Вене Дркине на Луганщине сосредоточена в двух подсистемах региональной культуры: бард-рок-движении и научно-просветительской деятельности. Обе подсистемы включены в общероссийское культурное пространство.

Новые возможности сохранения памяти о Вене Дркине

В то же время существуют неиспользованные возможности по сохранению памяти о Вене Дркине на Луганщине.

Особое место в биографии Александра Литвинова занимает Луганский сельхоз (в настоящее время Луганский ГАУ имени К. Е. Ворошилова). В сельхозе Литвинов учился в 1991 – 1993 гг., здесь он познакомился с будущей женой Полиной, матерью его сына Дениса, здесь проходили его первые выступления на студенческой сцене вуза. Создание в стенах вуза даже небольшой экспозиции, посвящённой творчеству Литвинова, а также проведение воспитательных мероприятий на темы его поэзии имело бы как воспитательное, так и культурно-историческое значение.

Также назрел вопрос о включении творчества Литвинова в школьную программу. В настоящее время в школе поэзия Литвинова не изучается. В программе, утверждённой МОН ЛНР в 2016 году, в разделе «Литература родного края» изучаются Иван Приблудный и Аркадий Аверченко. В разделе «Луганский край в произведениях русских писателей 20 века» изучаются произведения Ильфа и Петрова, Шолохова, Алексея Толстого, Михаила Матусовского, Владимира Смоленского, Бориса Горбатова, Тараса Рыбаса, Якова Захарова, Степана Бугоркова, Татьяны Снежиной, Вениамина Мальцева, Валерия Полуйко, Владимира Спектора и Глеба Боброва. Стихи Александра Литвинова могут войти в оба раздела, поскольку он поэт, географические привязанный к Луганщине, а кроме того, луганские, донбасские и южнорусские топонимы занимают важное место в его творчестве. В поэзии Литвинова индивидуальная память связывает с коллективной, как региональной, так и общероссийской.

Также среди проектов оформления городского пространства можно рассмотреть вопрос о памятнике Вене Дркину, созданном силами луганской школы скульптуры, сформированной в городе под влиянием выдающихся скульпторов Александра Редькина и Альберта Левченко в содружестве с Союзом Художников ЛНР.

Таким образом, вклад Вени Дркина в русскую литературу активно исследуется в настоящее время, место Литвинова в русской культурной памяти становится всё заметней, а учёные и деятели культуры Донбасса вносят свой вклад в сохранение памяти о гении смутного времени Александре Литвинове.

 

 

Публикации:

  1. Ищенко, Н. С. Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия / Н. С. Ищенко // Новый горизонт. – 2024. – № 1(16) – С. 4–5.
  2. Ищенко, Н. С. Память о Вене Дркине: литература, музыка, философия / Н. С. Ищенко // Пять стихий. – 2024. – № 3 (53). – С. 108-114.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *