От редакции: продолжается обсуждение второго сборника докладов ФМО «Четверть века с философией», который можно скачать на сайте Одуванчик в разделе «Книги». Глава ФМО города Северодонецка А.М. Ерёменко опубликовал рецензию на одну из статей.
«Манифест нового акционизма» Александра Сигиды-сына, несомненно, яркий текст. Впрочем, я не склонен придавать особого значения манифестам, особенно литературным. Классическая русская литература не баловала читателя всякими глупостями в виде манифестов. Подумаешь, манифесты! Важно как человек пишет, умеет ли он писать. Важно соединение мастерства со знанием жизни и с мощью души, всё остальное — от лукавого. Когда я читаю того или иного писателя, мне в общем безразлично, к какому направлению он принадлежит и каковы его идейно-художественные принципы. Талантлив он или бездарен – вот что единственно важно. А эти качества не зависят от того, что он декларирует, так сказать, как философствующий литератор.
Говорят, что в нынешнем Луганске культурная жизнь бурлит как никогда. Не был, не знаю. Бурление, между прочим, разное бывает. Но литературные опусы луганчан, с которыми я ознакомился, вынуждают констатировать оскудение таланта даже у авторов, несомненно одарённых божьей искрой. Впрочем, честно признаюсь: ознакомился я бегло, по диагонали, могу ошибаться. Литература мятежного Луганска требует более серьёзного изучения. Но то, что идеология душит всякий талант, в том числе и луганский – это бесспорно. Идеологизированная литература – это не литература. Даже когда называют произведение высокоидейным — это уже меня настораживает.
Впрочем, идеологичность душит талант, если он есть, а если его и в помине не было, то высокая идейность — это единственное, чем может бряцать автор. Сейчас в живых классиках луганской литературы ходит Глеб Бобров. А почему никто не скажет, что его произведения слабы в художественном отношении, если не сказать бездарны? Пытался я как-то читать его военный рассказ то ли об Иловайске, то ли о Дебальцево. Не осилил, вынужден был бросить. Даже не знаю, посильнее чего будет эта штука. Пожалуй, посильнее отчёта в генеральный штаб.
Но вернёмся к «Манифесту акционизма». Александр Сигида конечно талантливый литератор. Помню стихотворение, которое он прочёл на одном из последних заседаний ещё не разорванного Монтеневского общества. Я был совершенно не согласен с идейным посылом этого стихотворения. Более того: этот посыл враждебен моему мировоззрению. Но я согласен, что стихотворение далеко не бездарно, совсем наоборот. Но остаюсь при прежнем мнении: если в Луганске напишут что-нибудь классное, то к декларациям всяческих манифестов это не будет иметь никакого отношения.
Детально анализировать манифест я не буду. Попытаюсь в меру своих слабых сил ответить на эффектные афоризмы Сигиды-сына.
«Фридрих Ницше призывал философствовать молотом. …
Мы больше не философствуем с помощью молота, мы философствуем с помощью миномета.» — Нормальный философ философствует разумом. Настаиваю на том, что слово «нормальный» — хорошее слово. Даже в применении к философу.
«Мир запылает в огне подлинного экстаза и свободы. Стальной подлинник заменит пластиковую копию.» — Уж не в подвалах ли СБУ он запылает? И не преувеличиваете ли вы вообще ценность «пылания» как такового? Ваш экстаз и ваша свобода – это та самая «заливная рыба». Иногда лучше копия, чем подлинник.
«…придут совсем другие акционисты, и вы станете не субъектом, но объектом их ярких акций.» — Они уже пришли, и именно вы стали объектом их весьма ярких акций.
«Награда людям искусства за постмодернизм – ласковое внимание прессы и отеческая ругань родного аппарата насилия, которое они же и обслуживают. А награда за подлинные акции неповиновения – всегда забвение, смерть и проклятие. Такова цена искусства. О ней знали и Ницше, и Вагнер, и Бодлер, и Рембо, когда поддерживали коммунаров, знали цену, которую однажды заплатят за свои взгляды. А где же их благонамеренные, bien-pensants, их буржуазные оппоненты? Их поглотила Лета.» — На Ницше и Бодлере свет клином не сошёлся. А были, например, вполне благопристойные Бергсон и Пруст, которых отнюдь не стёрли волны забвения. И из ваших бунтарей, кстати, культовые фигуры сделало то самое буржуазное общество, против которого они фрондировали. Не лукавьте: если бы вы знали, что вашей судьбой действительно станет забвение, смерть и проклятие, вы бы не витийствовали во славу «молодой республики». Вы произносите красивые слова, но как всякий сочинитель, в глубине души надеетесь, что вам будет память, жизнь и слава. А вдруг Господь пошутит? А вдруг действительно забвение, смерть и проклятие? Б-р-р, от такого – просто мороз по коже!
«Так что осваивайте новый художественный язык или смиритесь с тем, что вы – из поколения, забрызганного спермой.» — Иногда лучше быть забрызганным спермой, чем кровью. (P. S. В тексте Сигиды: «смирилась». Я позволил себе исправить опечатку. Оговорка по нелюбимому вами Фрейду).
И ещё кое-что, несколько выходящее за рамки непосредственной темы. Недавно мы с моим другом Сергеем Сарановым пришли к странному выводу. Возможно, что он ошибочен, и если так, то мы будем рады, что ошиблись. У нас сложилось впечатление, что наши коллеги из ЛНР как бы не верят в искренность наших убеждений. Они убеждены, что донбасские авторы пишут от души и так сказать, по велению сердца. А убеждены они в этом, поскольку верят (по крайней мере, некоторые из них), что правда и добро несомненно на их стороне. И им кажется, что если мы пишем что-то в пользу Украины, европейских ценностей и западного пути развития, то ясное дело, проклятая хунта нас подкупила или запугала! Такое впечатление, что некоторым коллегам кажется невероятным, что можно искренне отстаивать европейский путь развития.
Считаю такую точку зрения глупой и оскорбительной для нас. Во-первых, если вы не верите, что можно искренне быть на стороне европейски ориентированной Украины, то это следствие вашей темноты и заскорузлости. Во-вторых, если вы не верите в нашу искренность, то почему мы должны верить в вашу? А может, это ваши авторы пишут не от души и не по велению сердца? Может, они свою похлёбку отрабатывают?
Я действительно не верю в то, что добро и правда – на стороне «молодой республики». Настолько не верю, что позволю себе перефразировать классика. Если мне неопровержимо докажут, что истина не в западном пути развития, а в ЛНР и ДНР, я предпочту остаться с прогрессивным человечеством, а не с «молодыми республиками». Ваш Луганск скоро перестанет быть интересен остальному человечеству, он уже перестаёт быть интересен. Если даже луганчане разгадают тайну мировой истории и высшая истина бытия засияет им с небес, я скажу: «флаг вам в руки!». Водите хороводы вокруг столпа вашей истины, украшайте его гирляндами самовосхваления, трубите в трубы суесловия — я не примкну к вашим ритуальным пляскам.
Один комментарий к “Александр Ерёменко: ваш Луганск скоро не будет интересен остальному человечеству”