Владимир Карбань
Одна из центральных тем поэтического творчества Дмитрия Сергеевича Мережковского – гипотетическое появление Христа среди современников, их реакция на это чудо. Возможным стимулом к размышлениям в этом направлении послужила картина Жана Беро «Магдалена в доме Симона фарисея», которую поэт видел на парижской выставке 1891 г. Это полотно вызвало настоящий скандал своим сюжетом, так как Христос в ней изображен в обстановке современного модного салона, среди узнаваемых знаменитых современников (в частности, Ж.-Э. Ренана, автора «Жизни Иисуса Христа»), которые восприняли появление Спасителя весьма негативно. Об этом Мережковский так писал в своей поэме «Конец века. Очерки современного Парижа»:
«…На той же выставке задумчивый Христос
В скептической толпе, в гостях у Жюль Симона,
Меж современных лиц парижского салона
Печально говорит в картине у Бэро
Про вечную любовь, про вечное добро.
После описания полотна далее в поэме следует рассуждение автора о том, что сам факт интереса к образу Христа и евангельским сюжетам в «столь скорбный, темный век» вселяет надежду на «обретение веры», на обращение современников к вечным нравственным и духовным ценностям.
Надежда эта ныне столь же жива и актуальна, как и во времена Мережковского.