Возможно ли православное фэнтези? | Одуванчик

Возможно ли православное фэнтези?

Максим Целуйко, преподаватель НИУ ВШЭ, г. Москва, вел семинар по Гегелю (2012-2014) и семинар по Марксу (2014-2016) в Российской Государственной Библиотеке для молодежи.

Продолжение размышлений о роли гностического мифа в фэнтези как жанре, начатое здесь

Я утверждаю что фэнтези МОЖЕТ быть НЕгностическим по тем литературно-философским основаниям, которые в нем лежат даже если в основе сюжета те или иные элементы гностического мифа. 

Может ли быть в гностицизме сюжет священной оборонительной войны? Нет, не может. Наступательной войны — сколько угодно, а оборонять гностикам нечего и некого и не от кого (типа "творение зло, что же в нем оборонять-то?"). Значит, структура сюжета "оборонительная война" выводит фэнтези за рамки гностики.

Тут возникает вопрос: Ф-фактор сам по себе — как удовольствие от избранничества, судьбы и всего такого. Это — обязательно гностический мотив? Нет, не обязательно. Избранность и судьба и рок и обстоятельства бывают разные. Гностической ТОТАЛЬНО она становится только тогда, когда одни избраны быть "магами", другие — "маглами" и души у них устроены по-разному. 

Таким образом, семиотическая структура священной оборонительной войны сама по себе уже не гностична. 

Теперь вопрос — православна ли она? Только ли православна она? Может ли она возникнуть в другой, неправославной культуре? Может быть может! В Китае вот была вроде в какой-то степени, в Греции античной. Но конечно со своими оттенками и элементами. 

Почему идею священной оборонительной войны я считаю не очень имперской? Потому что Империя основана на идее наступательной. В Православии например какая роль отводится Империи? Функция распространителя веры, чтобы весть о Христе везде прозвучала и на всех языках. 

Конечно, Империя еще и Катехон, Удерживающий. Обороняющий. Но мне кажется что это пришло от Церкви в том мотиве где "Врата ада не одолеют ее".

Итак, вкратце: семиотическая структура "Священная оборонительная война" НЕ может быть гностической. Может ли она быть православной? Безусловно. Может ли появиться в другой, неправославной, культуре? Может быть. Может ли быть имперской? Опять же, может быть.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *