Роль библиотеки Горького в сохранении философского наследия Луганска | Одуванчик

Роль библиотеки Горького в сохранении философского наследия Луганска

Нина Ищенко

Сохранение культурного наследия и трансляция культурных ценностей являются актуальной темой научных исследований в военное время, в условиях открытого противостояния с экспансивной западной цивилизацией, стремящейся разрушить русскую культурную идентичность. Рассмотрим один из аспектов сохранения русской культурной идентичности в Луганской Народной Республике на примере интеллектуального сотрудничества в военное время (2020 – 2022) двух важных топосов интеллектуальной карты региона: библиотеки Горького и Философского монтеневского общества Луганска.

Научная универсальная библиотека имени Горького в Луганске является не только культурным, но и научным центром. Помимо научно-практических конференций, посвященных истории края, книговедению, важным датам и личностям русской культуры и литературы, библиотека Горького создается пространство философского диалога, предоставив с 2020 года площадку для функционирования Философского монтеневского общества Луганска.

Философское монтеневское общество (ФМО) представляет собой уникальный историко-культурный феномен интеллектуальной жизни Луганска, формируя пространство коммуникации для людей, интересующихся гуманитарными науками, независимо от их габитуса и статуса в научном поле. Традиция заседаний ФМО продолжается более трех десятилетий, и функционирует как своеобразная форма культурной памяти и одним из механизмов сохранения культурной идентичности Луганска.

ФМО существует в Луганске с 1990 года. Общество названо в честь Мишеля Монтеня, французского скептика, который жил в эпоху религиозных войн, был противником абсолютных авторитетов и утверждал, что любую точку зрения можно подвергать критике. На заседании Философского монтеневского общества можно выступить с докладом на философскую, культурологическую, политологическую тему. Это может сделать любой желающий, рекомендованный членами совета ФМО. За прошедшие три десятилетия на ФМО делали доклады студенты и аспиранты, кандидаты и доктора наук.

Основные принципы Философского монтеневского общества – критическое отношение к любому мнению и право каждого высказывать любые идеи, не претендуя, в духе Монтеня, на знание высшей истины. Приведем выдержку из неопубликованных материалов одного из основателей ФМО Арсентия Атояна, написанных к 25-летию деятельности общества: Создано ФМО решением кафедры философии Ворошиловградского государственного педагогического института имени Т. Г. Шевченко от 25 октября 1990 года. Первое собрание состоялось 25 ноября 1990 года в Доме политпросвещения. 16 сентября 2003 решением кафедры философии культуры и культурологии зарегистрировано при кафедре философии культуры и культурологии Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. С 2020 года ФМО действует на базе кафедры психологии Луганского государственного университета имени Владимира Даля. Заседания проводятся в течении всех нелетних месяцев по средам в 14.30 в Русском центре библиотеки Горького.

По уставу монтеневского общества в нем нет председателя, а есть совет. Чтобы войти в совет, нужно сделать два доклада, прочитать Монтеня и не претендовать на знание абсолютной истины. Членство в совете дает единственное преимущество – можно рекомендовать людей, которые будут делать доклад. Таким образом гарантируется, что тема будет соответствовать уровню общества. Докладчику дается сорок минут, после доклада – два или три круга вопросов, которые задают слушатели, потом выступления слушателей с их оценкой доклада, и заключительное слово докладчика, подведение итогов. По регламенту вся процедура должна занимать два часа.

В эссе, посвященном 25-летию ФМО, один из основателей общества Арсентий Атоян сформулировал его цели следующим образом:

– обсуждение актуальных и вечных проблем культуры и развития человека;

– бескорыстное распространение философских знаний;

– совместные поиски философской истины;

– приобщение к философской культуре;

– методологическая помощь в делах профессионального и гуманитарного самоопределения студентов, магистров, аспирантов и начинающих преподавателей;

– общение на философские, гуманитарные, культурные и иные темы;

– выработка умений вести дискуссии, полемику и приобретать критический взгляд на то, как мы сами мыслим;

– способствовать самокритическому отношению выступающего к себе и своим любимым идеям;

– вырабатывать терпимость к чужим взглядам и готовность обсуждать собственные;

– поддерживать готовность отвергнуть все, что несовместимо с гуманистическим отношением к человеку.

– продуцировать и поддерживать самостоятельные общественные исследования альтернативного развития на бескорыстной основе [3, с. 67].

Состав участников заседаний в течение тридцати лет Арсентий Атоян характеризует следующим образом: «в обществе и сегодня представлены индивидуально: философы, историки, филологи, культурологи, эстетики, политэкономы, литературоведы, журналисты, студенты, аспиранты, «технари» и так далее, – всех не перечислить. Столь же индивидуально представлены разные философские направления, как сциентистского, так экзистенциалистского плана, как верующие, так и свободомыслящие. Возраст выступающих колеблется от семнадцати до семидесяти» [3, с. 66].

Хотя многие из докладов, сделанных на ФМО, легли в основу научных статей и диссертаций, долгие годы общество не издавало своих докладов. Нападение Украины на Донбасс в 2014 году и погружение Луганска в ситуацию войны показало участникам ФМО, что сохранение культурной памяти города зависит только от них. Часть интеллектуалов в 2014 году приняла сторону Украины и уехала из Луганска, но в городе осталось достаточно мыслящих людей чтобы не только возобновить заседания, но и начать издавать сборники докладов ФМО – впервые за всю его историю.

Доклады ФМО возобновились в ноябре 2014 года, вскоре после завершения летней осады Луганска, когда не во всех районах города еще был свет, газ и вода. С 2015 по 2022 года на спонсорские средства малым тиражом опубликовано семь сборников: «На грани мира и войны» (2015), «Четверть века с философией» (2015), «Донбасс в огне» (2017, второе издание в 2019), «Колышется русское поле… Внемли, Русский мир!» (2019), «Монтень в Луганске» (2020), «Донбасс: философия фронтира» (2021), «Философ на войне» (2022). С 2020 года ФМО проводит заседания в библиотеке Горького. Расскажем о работе общества в этот период.

В период сотрудничества с Русским центром библиотеки Горького были прочитаны следующие доклады:

«Кропоткин об этике без права, патриотизме без государственности» (А. И. Атоян),

«Зеленский как советский медиапродукт» (О. В. Ивашов),

«Сакральная жертва в практике цветных революций» (Н. С. Ищенко),

«Русский мир отвечает на вызов, или В защиту сообразительности на лестнице» (А. И. Атоян),

«Мифологема смерти в поэме Елены Заславской “Немо”» (Н. С. Ищенко, Е. А. Заславская),

«Духовидение или душеведение: у истоков диалектики. К 250-летию со дня рождения Георга Гегеля» (А. И. Атоян),

«Социальная инфантильность как техногенная угроза современного мира» (А. С. Кондауров),

«Монтень в Луганске: фокус осознания, периферическое видение, спектр возможностей. Встреча друзей ФМО к 30-летию Монтеневского круга» (А. И. Атоян, Н. С. Ищенко, Е. А. Заславская),

«Как победить Непобедимое Солнце: критика имманентной философии Пелевина» (Н. С. Ищенко),

«Прустовские интонации в романе В. Набокова “Лолита”» (А. В. Мущинский),

«Рождение новых культур: обстоятельства времени» (А. И. Атоян),

«Михаил Лифшиц и советская интеллигенция (С. Н. Прасолов),

«Ответы на вопросы современности в произведениях культуры прошлого» (И. Погорелов),

«Онтогносеология Михаила Лифшица» (С. Н. Прасолов),

«”Ленинградский Бубер” Яков Друскин – загадочный философ» (В. Ю. Даренский),

«Уроки критики, философской и литературной. К выходу в свет “Локусов и фокусов современной литературы” Нины Ищенко» (А. И. Атоян, Н. С. Ищенко),

«Антиномия категории красоты как внутреннего и эстетичного как внешнего» (А. В. Мущинский),

«Хомо техникус как следующая ступень эволюции человека» (А. С. Кондауров),

«Франц Кафка: преодоление лабиринта» (В. В. Патерыкина),

«Факт в современной журналистике как философская проблема» (С. Н. Прасолов),

«Критика общества потребления в творчестве В. Пелевина и Ф. Бегбедера (А. Я. Кондратьев),

«Классическая философия как предтеча Священного Писания» (В. И. Ветов),

«Нео-Христос и Морфеус-Иоанн Креститель: новозаветные прообразы главных героев ”Матрицы”» (Н. С. Ищенко),

«А. Бадью и Д. Бонхеффер: проповедь постсекуляризма» (А. Я. Кондратьев),

«Евразийский путь – не Шелковый. Пролегомены ко всякому будущему конфликту на меже Евразии и Европы» (А. И. Атоян),

«Поэтика сновидений Владимира Набокова» (А. В. Мущинский),

«Полководец захватывает трон: культурные причины отторжения византийской практики в России (Н. С. Ищенко),

«Трансгуманизм Пелевина: прогноз или провал?» (А. С. Кондауров),

«Том Стоппард и его «Берег Утопии», или русские истоки интернационалов» (А. И. Атоян),

«Прорывные технологии и будущее человечества – спасение или тупик?» (Ю. М. Каныгин),

«Половецкая степь – евразийский перекресток» (В. Ветов), «Философия фронтира в Луганске. Презентация шестого сборника ФМО» (Н. С. Ищенко, А. И. Атоян),

«Ценности человека. Игра и правила» (И. Погорелов),

«Каково было тайное имя Рима?» (Н. С. Ищенко),

«Взлет и падение жанра фэнтези. О новой книге Нины Ищенко «Борьба цивилизаций в “Отблесках Этерны”»» (А. И. Атоян),

«Вокруг книги профессора Бойченко «Непонятная война» – разговор с автором» (П. К. Бойченко),

«Экзистенциальный анализ понятия «немир» в творчестве Виктории Суханцевой» (Н. С. Ищенко),

«Китайская философия: историческая матрешка от Лао-цзы до хунвэйбинов» (В. Ветов),

«Студенты, право имеющие: коллективный анти-Раскольников в романе Донны Тартт “Тайная история”» (Н. С. Ищенко),

«Поэзия как универсальный язык памяти» (Е. А. Заславская),

«Падение в ноосфере, или Траектория облика студента в образовательных сетях» (А. И. Атоян),

«Музыкальные иконы Пакистана» (Л. Тищенко),

«Интерпретация национального мировоззрения Владимира Даля и его влияние на творческое сознание» (В. Ветов) [1, с. 188–189; 2, с. 196].

Тематика докладов очень разнообразна. Арсентий Атоян освещает вопросы левой философии от Гегеля и Кропоткина до современных евразийцев. Значительной внимание уделяет Арсентий Атоян философскому осмыслению войны Украины и Донбасса, Русского мира и современной российской империалистической идеологии. Доклады Владимира Ветова посвящены классической философии, античной, китайской и русской. Игорь Погорелова выступил с осмыслением ценностей человека, а также проанализировал проблемы сохранения памяти о Великой Отечественной войне и указал на роль забвения/памяти в современных процессах на Украине, Донбассе и России. Советскому философу Михаилу Лифшицу посвятил свои доклады Сергей Прасолов. Виталий Даренский делал доклады о философии диалога, русской философии и философской деятельности ФМО. Современной философии техники посвящены доклады Андрея Кондаурова.

Валентина Патерыкина посвятила свои выступления классикам мировой литературы абсурда, Францу Кафке и Владимиру Набокову. О Набокове и Прусте на ФМО рассуждал также Александр Мущинский. Нина Ищенко выступала с философско-культурологическим анализом произведений современной культуры: фильма «Матрица», детектива «Тайна история» Донна Тартт, книги Виктора Пелевина «Непобедимое солнце», а также проанализировала роль сакральной жертвы в практике цветных революций и понятие экзистенциала «немир» в творчестве Виктории Суханцевой. Елена Заславская сделала доклад о современной поэзии в контексте культурной памяти и трансляции смыслов русской культуры военного периода.

Особо нужно отметить, что на ФМО незадолго до смерти весной 2020 года выступил Олег Ивашов, легендарный лидер луганского рок-андеграунда 1980-1990-х гг., в последние годы преподаватель кафедры кино-, телеискусства Академии Матусовского в Луганске. Ивашов рассказал о медиа-технологиях, использованных для конструирования и продвижения образа Владимира Зеленского в украинском публичном пространстве.

На заседаниях ФМО проводился философский анализ новых книг, изданных в ЛНР. Это поэма Елены Заславской «Nemo» (2019), книга литературной критики Нины Ищенко «Локусы и фокусы современной литературы» (2020) и культурологический анализ литературного сериала «Отблески Этерны» того же автора, а также книга П. Бойченко «Непонятная война» и работа по экономической информатике Ю. Каныгина.

В период сотрудничества с библиотекой Горького было опубликовано три сборника ФМО: «Монтень в Луганске», «Донбасс: философия фронтира» и «Философ на войне».

Пятый сборник докладов Философского монтеневского общества «Монтень в Луганске. Фокус осознания, спектр возможностей, периферическое видение» (2020) посвящен тридцатилетию ФМО. В книге «Монтень в Луганске» рассказывается об идеях, концепциях, философских системах, поэтических образах, дискуссиях и даже сетевых спорах, которые отражают интеллектуальную жизнь Луганска, города на передовой, в нескольких километрах от линии фронта, на шестой год войны Украины с Донбассом.

Книга «Донбасс: философия фронтира» (2021) представляет собой шестой сборник материалов Философского монтеневского общества Луганска. Сборник включает прочитанные в течение 2002–2021 гг. доклады, а также доклады, планируемые к обсуждению на заседаниях общества. В книге приводятся рецензии и отзывы читателей на опубликованные книги и доклады ФМО и поэтический комментарий ситуации в Донбассе – поэма Елены Заславской «Новороссия гроз. Новороссия грёз».

Книга «Философ на войне» (2022) представляет собой седьмой сборник материалов ФМО Луганска. Особенность сборника в том, что некоторые из его авторов были мобилизованы в 2022 году, и осмысляют свой живой опыт участия в военных действиях.

Седьмой сборник включает в себя доклады, прозвучавшие на заседаниях ФМО в 2021-2022 учебном году, а также выступления, планируемые к прочтению. В книге опубликован поэтический комментарий Елены Заславской к текущей военной ситуации, цикл «Zаписки Vетерана Апокалипсиса». Отдельный раздел составляют рецензии и отзывы на шестой сборник ФМО «Донбасс: философия фронтира» (2021).

С началом Специальной военной операции на Украине 24 февраля 2022 года ситуация изменилась как для России, так и для республик Донбасса. В октябре 2022 года республики вошли в состав России, их интеграция в российское пространство ускорилась. Всё больше людей открывают для себя культуру Донбасса, в том числе философию Луганска, отраженную в сборниках ФМО. Темы, которые разрабатывались на заседаниях ФМО в течение восьми лет Минских соглашений, звучат сейчас на разных уровнях в России.

В сборниках ФМО опубликованы тексты, которые обсуждались луганскими философами в военные период. Среди обсуждаемых тем следующие:

«Национальные и имперские проекты в Российской империи, СССР, РФ», «Единство народа как научная проблема», «Донбасский код в русской культуре», «Советский проект в донбасских событиях», «Концептуализация войны 2014–2022 гг.: гражданская война, война за территорию, конфликт цивилизаций?», «Коммуникативное действие в информационном поле “Донбасс – Русский мир”», «Образ Другого как структурная характеристика культур-ной границы», «Дегуманизация как метод информационной войны», «Новороссийская идентичность народа Донбасса», «Непризнанные государства: проблемы и перспективы», «Каннибализм как средство украинской пропаганды» и многие другие.

Новая книга ФМО «Философ на войне» является вкладом мыслящих людей Луганска, Донбасса и России в процессы самоосмысления русского народа в период исторических перемен. Сборник также предоставляет возможность всем интересующимся философией и жизнью Донбасса составить представление об интеллектуальных и культурных процессах в Луганске, увидеть ситуацию изнутри, понять, какие темы волнуют людей Донбасса, и присоединиться к поиску истины.

Все сборники доступны онлайн бесплатно на сайте луганской культуры «Одуванчик» и в разных сетевых библиотеках.

В декабре 2022 года в Русском центре библиотеки Горького был проведен философско-художественный форум «Смыслы и Образы Нового мира».

Форум ставил себе задачу осмыслить влияние Специальной военной операции на русское самосознание. 24 февраля 2022 года начался новый этап в жизни не только России, но и всего мира. Осознание этих перемен очень важно и для победы в войне, и для нормализации жизни в тылу, и для решения геополитических задач. Осмыслением ситуации занимались участники форума, российские философы из Луганска, Донецка, Москвы, художники и поэты. Луганскую философию на форму представляли участники ФМО.

Идея философского форума в Луганске принадлежала Дарье Дугиной, погибшей 20 августа 2022 года в результате теракта украинских спецслужб. Дарья занималась политологией и философией, последнее время увлекалась исследованием философии фронтира, которой на практике занимаются луганские и донецкие философы.

В течение трех дней философы выступали с докладами, проходило обсуждение выступлений, был показан документальный фильм о донбасских военных на передовой.

Самые жаркие дискуссии разгорелись в последний день работы форума. Философы и художники согласились с Ниной Ищенко, что современное сознание российского общества расколото, и попытались найти общие символы, значимые для всех его частей. Для всех конструктивных русских традиций, белой, красной и западнической, общими являются сохранение исторической памяти и положительное отношение к государству. Если человек не поддерживает российское государство, с каких бы позиций это ни происходило, – это враг, не принадлежащий русскому культурному космосу. Отношение к московскому политическому проекту (российскому государству) является маркером, отделяющим своих от чужих как в войне с Украиной, так и в российской общественной жизни.

В ходе дискуссии Андрей Иванов в качестве объединяющего образа предложил образ Родины-Дочери. Традиционно мы воспринимаем Родину как мать, которая дала нам жизнь и в некотором смысле за нас отвечает, но сейчас более актуальным может оказаться образ Родины-дочери, чье будущее зависит от наших усилий, и за которую отвечаем мы. Под знаком одного из воплощений Родины-Дочери Даши Дугиной и прошел форум «Смыслы и образы нового мира» в библиотеке Горького в Луганске.

Таким образом, библиотека Горького в своем сотрудничестве с ФМО выступает как пространство философского диалога, научного поиска, культурных достижений. Библиотека предоставляет площадку для высказывания философам Луганска, осмысляющим войну и мир, в которые Луганск погружен с 2014 года, а также все многообразие философских тем и культурных событий современности. В условиях войны благодаря библиотеке Горького и ФМО в Луганске сохранилась живая традиция устного философского диалога, продуктивная и востребованная в современном мире.

 

Литература

  1. Донбасс: философия фронтира: сборник материалов Философского монтеневского общества / под ред. Ищенко Н. С., Заславской Е. А. – Луганск, 2021. – 196 с.
  2. Философ на войне: сборник материалов Философского монтеневского общества / под ред. Ищенко Н. С., Заславской Е. А. – Луганск, 2022. – 204 с.
  3. Четверть века с философией. Философское монтеневское общество – 2015 / под ред. Ищенко Н. С., Заславской Е. А.  – Луганск : Блиц-информ, 2015. – 175 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *