Гостиница «Украина» — одно из самых красивых и загадочных зданий Луганска, где сочетаются различные стили и кремлевские мотивы, овеяно легендами и мифами. И мифы эти будоражат сознание. Они сопровождали это сооружение с первых же дней его жизни. Необычный для эпохи сталинского ампира облик здания породил миф о каком-то пленном немецком архитекторе, по проекту которого, якобы оно строилось. В 50-60 гг. здание называли «тюрьмой без камер» — это связано с тем, что в гостинице был очень строгий внутренний распорядок, подозревали наличие подслушивающих устройств в каждом номере и т. д.
Правда же о гостинице «Украина» состоит в следующем. Строить ее сразу же после окончания войны, а в 1952 году полностью ввели ее в эксплуатацию.
На строительстве здания действительно использовался труд пленных немцев, которые находились на территории города после войны. Но они выполняли только черную работу. Весь архитектурный проект и художественное оформление делались только нашими специалистами. Никакой творческой мысли со стороны немцев здесь не было. Главным архитектором гостиницы, даже не гостиницы, а гостиничной усадьбы, как ее предполагалось величать, стал Иосиф Каракис. Еще во время строительства гостиницы, в сентябре 1951-го, И.Ю. Каракиса назовут «безродным космополитом» и вскоре уволят, лишив права заниматься даже преподавательской деятельностью. Он будет неделями колдовать над секретом долговечности кирпича, просиживать ночи над шаблонами декора гостиницы, своего последнего авторского произведения, не получая за это ни копейки. Все последующие 25 лет он отдаст проектированию типовых школ.
И.Ю. Каракис доживет до глубокой старости. Ни званий, ни наград у него не будет. И лишь один из его учеников, профессор Ю.С. Асеев назовет его при жизни в числе немногих выдающихся украинских зодчих 1930-50 гг.
Но вернемся к строительству. В послевоенное время Каракис трудится над одним из лучших своих произведений — гостиницей "Октябрь" на 173 номера в центре Ворошиловграда. Создание "мозаичного ковра" на кирпичном фасаде — само по себе оригинальное решение — было средством придания фасаду нарядного и праздничного настроения.
Вертикальные треугольные пилястры из белого силикатного кирпича, поднявшиеся на все пять этажей, как кружево, на контрасте с красной стеной порождают ритм, придавая фасаду пластичность и строгость. Архитектором была проведена специальная лабораторная работа, чтобы навеки сохранить прочность этого кирпича. Созданный Каракисом орнамент преобразовывает плоскость стены в ковер, выдержанный в тех художественных традициях, которые автор наблюдал в далеком детстве на Подолье. Трудясь над луганской гостиницей, И. Ю. Каракис изучал архитектурные формы ансамбля летней резиденции императрицы Екатерины II в Царицыно — яркий пример московской псевдоготики, — построенного сначала по проекту В. И. Баженова, а затем, когда императрица приказал "срыть сии казематы", — частично перестроенного по проекту М. Ф. Казакова (1775-1795 гг.).
Гостиница, по своей сути, является имитацией Кремлевской стены.
На "короне" фасада здания — пятиконечная стилизованная кирпичная звезда с часами на Спасской башне, по бокам – силуэты кремлевских башен.
Сразу же во время строительства в гостинице, занимающей пять этажей, были практически все номера телефонизированными, что по тем временам считалось большим сервисом.
В настоящее время гостиница стала своеобразной эмблемой Луганска, его визитной карточкой.