«Ex machina» (2015, Великобритания, реж. Алекс Гарленд) | Одуванчик

«Ex machina» (2015, Великобритания, реж. Алекс Гарленд)

Ольга Валькова

kinopoisk.ru
kinopoisk.ru
«Ex machina» (2015, Великобритания, реж. Алекс Гарленд)

      Дебютная режиссерская работа Алекса Гарленда. До этого он был известен как сценарист («Судья Дредд 3D», жутковатый «Не отпускай меня»).

     Фантастико-психологический фильм о возможном взаимодействии человеческого разума и искусственного интеллекта. 

    Фильм удостоен многих британских и международных наград, в том числе – «Оскара» за лучшие визуальные эффекты. Последнее обстоятельство выглядит для меня обнадеживающе. Малобюджетный фильм, снятый независимой компанией, побеждает именно в той номинации, которая предполагает безумные денежные вливания и почти что галактический размах. Что может скромная малобюджетка противопоставить блокбастерам? Только оригинальность, точность проработки эффектов и хороший вкус. Все это в картине присутствует. И в кои-то веки такие вещи оказались оценены.

    Зрительно фильм доставляет удовольствие. «Картинка» всегда свежа, изысканна и строга.

    Любители саспенса также не будут разочарованы. Напряжение нагнетается качественно, всеми художественными средствами.

   Актеры на высоте.

   И не могу не отметить русский дубляж, выполненный с редким качеством.

   Но к делу. Дальше идут спойлеры. Предупреждаю об этом потому, что фильм сравнительно свежий, а в таких случаях назойливый шепоток рецензента не всегда бывает уместен.

   Молодой талантливый программист Калеб (Донал Глисон), работающий в крупной фирме, созданной и возглавляемой компьютерным гением-миллиардером Нейтаном (Оскар Айзек), получает от своего босса предложение провести неделю в глубоко засекреченном доме-лаборатории, где Нейтан в тайне от всех занимается разработкой искусственного интеллекта, и принять участие в тестировании созданного им носителя этого интеллекта – робота-девушки Авы (Алисия Викандер). Обычный тест Тьюринга не устраивает Нейтана, он чувствует себя Богом, творящим новую землю и новое небо; только тогда он посчитает свою работу сделанной, когда искусственный интеллект сможет убедить предубежденного человека, знающего, что перед ним робот, в своей подлинности. Но это одновременно и эксперимент над человеком: компьютерный гений создает облик своей Авы, основываясь на изученных им сексуальных предпочтениях Калеба.

    Компьютерный гений достигает сокрушительного успеха: созданное им диво обольщает и использует Калеба, убивает своего создателя и бесследно растворяется в мире людей.

   Нейтан воображал себя богом, но продуманный им сценарий был разрушен явлением «бога из машины»: робот побеждает потому, что он не человек. Даже циничный и жестокий гений-миллиардер оказывается слишком человечным; его слабости, его человеческие черты: тщеславие и стремление доминировать, сомнения; неотступная тревога и смутное чувств вины, заставляющие его напиваться, — оказываются ключом, открывающим дверь в мир разуму, лишенному всего человеческого.

   В отличие от советского «Его звали Роберт», о котором я говорила в прошлый раз, это – действительно фильм о роботе.

   Любимая тема 60-х возвращается – но что сотворили с ней годы, пока она была в забвении? Уже нет ни мудрости Азимова, ни человечности Шекли, ни насмешливой теплоты Каттнера. Холодное утверждение: человечность – всегда слабость; победит разум, лишенный всего человеческого. Единственный путь для нас не допустить его прихода, который будет означать наш конец, — не позволять нейтонам творить, ограничить их безответственность.

   Компьютерный Антихрист с прелестным серьезным полудетским личиком Алисии Викандер.

     Нейтан творит по принципу «делаю потому, что могу». Это прекрасная работа Оскара Айзека: веришь, что его персонаж – гений. И что миллиардер – тоже веришь. Видишь воочию, что он действительно умеет подчинять, ломать, использовать, не останавливаться ни перед чем. И этот же человек, мучимый преследующим его образом Оппенгеймера, бормочет в пьяном бреду: «В бою, и в чаще леса, и на крутом утёсе, в бескрайнем мрачном море, во сне, на перепутье, в бесславия пучине, я вновь за добрых заступлюсь…»

   За добрых заступлюсь.

    Это всего лишь фильм, друзья мои, всего лишь фильм, подобный страшному сну. Мы проснемся и поймем, что побеждающая бесчеловечность – всего лишь ничего не значащее ночное наваждение.

    

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *