Сергей Пылёв
Отзыв о журнале «Берега» №2 (38), 2020.
Замечательная традиция сложилась, что очередной номер литературно-художественного и общественно-политического журнала «Берега» начинается со значимого духовного зачина, который как бы становится смысловым камертоном всего номера. В нынешнем выпуске — это беседа Андрея Коробова-Латынцева с луганским философом Виталием Даренским, наполненная не только высокой нравственной, совестливой озабоченностью о социальном месте этой древней науки в напряжённо проблемном и пропахшем порохом нынешнем бытии Украины и Донбасса, но и о роли личности самого философа, его месте в обществе, разобщённом затяжной кровопролитной гражданской войной. Такой патриотический и пронзительный диалог Вам не найти у самого Платона!
Как всегда многополярна философская составляющая «Берегов».
Главный редактор журнала «Берега» и секретарь Союза писателей России Лидия Довыденко (она же широко известный прозаик и поэт, философ, публицист) рассказывает о коллеге Эляне Суодене, о поэте и философе.
«Мы познакомились на одном из ежегодных неповторимых, единственных фестивалей духовной поэзии «Покрова» в Каунасе. Сразу стало понятно при первой же встрече: мы с Эляной Суодене близки по духу», — пишет Лидия Владимировна. Блестящего организатора, учёного и поэта Эляну Суодене, которая живёт в Каунасе, пишет на русском языке, хорошо знают далеко за пределами Литвы как автора книг о поэтах и философах начала 20-го века: «Метафизика вечной женственности», «Поэма о Марине Цветаевой», «Поэма о Карсавине, или Песнь Элените», «Поэма об Андрее Платонове», «Поэма об Анне Ахматовой» и других книг и статей. Всечеловечность – девиз её фестивалей, всеединство, пассионарность, соборность.
Философскую тематику поддерживает и Ювеналий Калантаров, заслуженный деятель искусств РФ. Он ставил спектакли в Москве и в других известных городах России. В своё время открыл в Доме Актёра (на Тверской) интеллектуальный клуб «Что есть театр?», в работу которого были вовлечены как режиссёры, актёры и критики, так и виднейшие философы, социологи, филологи и психологи Москвы. Ему есть что сказать. И вы не оторвётесь от его текста.
Органичной частью нового номера стала публикация уникального романа-трилогии Юрия Серба, который вносит весомый вклад в славянскую культуру как по мастерству образных средств (в условиях умножения примитивного бесприлагательного письма – вошёл, сказал, улыбнулся и т.д. до бесконечности), так и по мужественной созвучности с нынешней главной раной славянского сердца — Донбассом и Луганском.
Не менее известен и другой постоянный автор «Берегов» — Александр Чумиков — журналист и писатель, академический учёный и университетский профессор, альпинист и путешественник. Он публикует продолжение полижанровой трилогии «90-е. Александр и другие», удостоенной Национальной литературной премии «Серебряное перо Руси»: НЕПАЛ . Винтажный роман. Какая радость, что у нас есть возможность её читать и перечитывать. Она принадлежит к той увлекательной прозе, которая способна дать читателю возможность, не покидая домашнего самоизоляционного кресла, увидеть мир с широкой объективностью и адреналиновым азартом. Так что Вы не только сможете принять вместе с автором участие в сафари, но отчётливо увидите, как и кем во времена оные была устроена и поныне продолжается охота на нашу страну и русский народ.
Николай Стародымов в этой же духовной обойме. Донской казак, потомственный офицер, подполковник запаса. Участник боевых действий, кавалер трёх боевых наград. Журналист и писатель. Автор около 40 опубликованных художественных и документально-публицистических книг. Член Союза писателей России. Лауреат ряда литературных и журналистских премий. Такому человеку есть что сказать. И он говорит это своей повестью «Я – ДОПЕРСТ».
Не менее притягателен рассказ Александра Ралота «Хозяйка Званки», краснодарского прозаика, публициста и краеведа. Победитель конкурсов «Золотое перо Руси», «На пути к гармонии» (Беларусь), «Плавская осень», «Венок Победы», «Поэт и гражданин», лауреат международных конкурсов и так далее. Награждён медалями им. И. Бунина и им. М. Ю. Лермонтова, Андрея Белого, А. Т. Твардовского, «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе».
Владимир Белоголов пришёл к вам с рассказом «Речка». Да какая речка! Это настоящее глубина истинно русской живой словесности. Позвольте вас очаровать её исключительно насыщенной «простотой»:
«Над вечерней водою – теплынь. Река туманом даже не дымится. Тихо. Звеняще тихо. Лёгкое шуршание прибрежного камыша. То ли ветерок случайный заблудился, то ли рыба сонная заворочалась. Удочки убраны. Поставлены на ночь жерлицы и донки. К утру на них крепко сядут широкопастая черноспинная щука, скользкий губастый линь, тяжеленный, с лопату, лещ. Обязательно сядут. Главное – вытащить». Автор прекрасно знает то, о чём пишет. Служил на Дальнем Востоке и на Северном флоте. Летал, плавал, дрейфовал на льду в Арктике. Преподавал в Мурманском университете.
Не могу сдержать радости. Как работают авторы журнала «Берега» со словом! Вот, скажем, Геннадий Сазонов – поэт, прозаик, публицист. Отработал в печати более 40 лет, в том числе собкором газет «Правда», «Труд», журнала «Сельская новь» Автор 30 книг поэзии, прозы, публицистики. Его произведения с радостью встречают в редакциях многих известных журналов. Итак, «Яблоки небесные», рассказ: « Нежный аромат ржаного хлеба, вынутого бабушкой из русской печи, долетал из одного мира в другой. Я ещё не родился, ещё пребывал в нечувственной тьме, а дух тёплого ржаного хлеба уже волновал, звал, манил…»
Не оставят вас безразличными неординарные воспоминания о Великой Отечественной войне Елены Бойченко, ироничные и мудрые сказки Олега Лузанова.
О творчестве широко известного российского поэта Геннадий Иванова в своём исследовании «В житейском море ко Христу прибиться…» глубоко и взыскательно рассказывает Наталья Советная, кандидат психологических наук, поэт, прозаик, публицист, автор многих книг поэзии, прозы, публицистики, статей о литературе, победитель и лауреат многих конкурсов, член Союза писателей Беларуси, СП России, СП Союзного государства. Хотел кратко передать суть её работы, но понял, что это невозможно. Послушайте самого автора… «В поэтическом океане столько капелек-слов, что творчество каждого поэта представляется уникальной, неповторимой, удивительной россыпью брызг, переливающихся, сверкающих на солнце небесно-радужными красками. Но есть ещё волны. Мощные, насыщенные цветом, завораживающие силой и красотой. Новая книга избранных стихотворений Геннадия Викторовича Иванова «Надо жить» (Москва, 2020) представляется читателю именно такой волной, смывающей наносную грязь, пошлость, маски, открывающей величие и божественность жизни, человека, России». Как тут вдохновенно не перекреститься…
Радует, волнуя нас словом своим, и широко известный исследователь литературного творчества — Людмила Яцкевич (Калачёва), доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России. Она автор авторитетных публикаций по языкознанию и вологодскому краеведению, в том числе автор пятнадцати книг, среди которых «Структура поэтического текста», «Поэтическое слово Николая Клюева», «Народное слово в произведениях В.И. Белова», «Слово о родной деревне», «Квасюнинская поговорочка: язык малых жанров фольклора», «Православное слово в творчестве вологодских писателей» и др. Участвовала в составлении «Словаря вологодских говоров», «Поэтического словаря Николая Клюева». Автор сборника рассказов «Вологодская нива», на который В.И. Белов откликнулся рецензией «Книга с вологодским характером». И на этот раз планка её размышлений на высоком гребне духовности – о языке поэмы Василия Дворцова «Ермак», ставшей знаковым событием в сегодняшней российской поэзии — «НЕ СКУДНОМУ МИРСКОМУ СЛОВУ УЗОРИТЬ ОТЧИЕ ГРОБА…»
Особое священное место у постоянного раздела журнала «Берега Новороссии». На его страницах о «Пространстве памяти в литературе Донбасса» размышляет Нина Ищенко, учёный, культуролог, литературный критик, член Союза писателей ЛНР с 2018 года, кандидат философских наук, член совета Философского монтеневского общества Луганска, член Русского общества истории и философии науки и так далее. Она представила рецензию на альманах «Крылья», презентованный в Луганске осенью 2019 года. И это ещё один шаг на пути интеграции литературы Донбасса в общероссийское культурное пространство ценностей, смыслов и текстов. Смысловым ядром альманаха является тема войны, идущей в Донбассе в настоящее время.
Здесь же Андрей Чернов, публицист, литературовед, критик, секретарь правления Союза писателей ЛНР, зам. главного редактора альманаха «Крылья» в статье «Призыв к духовной мобилизации Русского мира» рассказывает о новой книге Галины Чудиновой «Творящие благо», вышедшей в Перми в 2019 году. В сборник вошли повести, рассказы, путевые очерки, литературоведческие и публицистические статьи. Сборник объединён единым стержнем – идеей духовного очищения русского общества перед лицом внешних угроз. Своей попыткой моделирования возможного пути выхода из сложившегося кризиса и привлекает к себе внимание эта книга Чудиновой.
В свою очередь Галина Чудинова отозвалась рецензией на книгу известного автора Ивана Донецкого «Мама, если не я, то кто». Представленные в ней рассказы, очерки, миниатюры, публицистические зарисовки создают эпическую картину трагедии войны, до сих пор не оконченной. Это подлинная художественная диагностика войны в Донбассе.
Не может оставить читателя равнодушным исследование хорошо знакомого нам по прошлым публикациям протоиерея Георгия Бирюкова о легендарном предке Романовых и ставит решающую точку в споре о достоверности прусского происхождения Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых. И делает это с такой убедительностью и увлекательностью, какая возможна лишь для высокого профессионала. Ведь автор окончил Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе. Служил на Балтийском флоте. Капитан-лейтенант запаса. С 1992 года – священник Русской православной церкви. Настоятель одного из приходов Черняховской епархии. Занимается исследованием истории Православия на Калининградской земле, событий Первой мировой войны на территории Восточной Пруссии и действий российского Балтийского флота в водах Южной Балтики.
При чтении журнала глубокий волнующий интерес к его материалам не стихает. А на последних страницах «Берегов» нас ожидает новый содержательный сюрприз от Григория Блехмана, широко известного поэта, прозаика, публициста, литературоведа, доктора биологических наук, профессор. Лауреата двух Международных и многих Всероссийских литературных премий им. Н.С. Гумилёва, им. А.А Блока, им. И.А. Бунина, им. А.Т. Твардовского, им. М.Ю. Лермонтова и так далее. Им представлен материал «Ностальгия со знаком вопроса» (История и мысли советского человека, рождённого в эпоху Сталина. Памяти Лилии Ивановны Беляевой, с которой мы были единомышленниками). Я думаю, что тысячи читателей мысленно поблагодарят от всей души Григория Исааковича за такое незабываемое произведение. Интригуя будущего читателя, приведу слова автора из последнего абзаца: «Такие воспоминания в последние годы постоянно вызывают у Алексея Фёдоровича вопрос: «Почему система государственного устройства и управления, выстроенная Сталиным и так успешно при нём функционировавшая, дала после его ухода сбой – что у Сталина не получилось, а может, он не успел сделать, чтобы и после него этого сбоя с такими печальными последствиями не было?» Но ответа пока не находит».
Как полноценен своими актуальными передовыми материалами журнал «Берега»! Его берега – бескрайние.
Я ни слова не сказал о замечательных поэтах этого номера. Да простят они это мне, зашоренному прозаику. Как и замечательный автор Елена Лебедева, представитель Межрегионального Шаляпинского Центра. Публикуется около 20 лет, написала около 70 статей, в том числе для парижской русскоязычной газеты «Русская мысль», автор более чем 20 статей о русской эмиграции. Её материал публикуется впервые — «Шаляпин в Биаррице и Сен-Жан-де-Люзе. Неизвестные в России портреты Фёдора Шаляпина».
В рубрике «Мир без границ» представлена Антонина Шнайдер-Стремякова, российская немка родом из ХХ века – АССР НП. Детство, юность, зрелость прошли на Алтае. Образование – историко-филологический факультет БГПУ (ныне АГПУ). Лауреат фестивалей «ЛитВена-2008», «ЛитПрага-2010». Публикации: Россия, Германия, Прага, Вена, Торонто. С 2015 года – руководитель и главный редактор Интернет-портала rd-autoren.de. Её награды, успехи можно перечислять долго, но лучше сразу показать товар лицом! Это «МИНИ-ТЮРИ» — мудрые, светлые и такие душевно тёплые мысли прекрасного человека о не совсем прекрасном бытии человечества. Вот как эта…
«Вечность-невечность.
Ржавеет железо; трескается асфальт; седеют рощи, поля, люди – на невечности держится вечность».
Виталий Фёдорович Винтер (Vitalij Winter) – русскоязычный писатель-фантаст, работающий преимущественно в жанре приключенческой и научной фантастики. С 2002 года живёт и работает в городе Цойленрода-Трибес, Тюрингия, ФРГ. Он предложил вам свой новый рассказ «Степной разноцвет». На выстраданном густом психологизме основанный: «Такие люди наверняка встречаются в жизни хоть раз каждому из нас. Добрые и свои в доску, которых сразу принимаешь такими, как они есть, и доверяешь без оглядки, хоть никак не можешь понять, завидуя по-доброму, как можно жить так запросто и оставаться чистым, настоящим человеком. Таких людей называют «не от мира сего»… Не от нашего мира». И вот вам финал: «В голове пронеслась мысль, что когда-нибудь в этой или в следующей жизни мы, возможно, встретимся с ним снова. Вот только узнаю ли я его?» Надеюсь, вы не сможете теперь не прочитать такой великолепно организованный рассказ.
А от берегов Италии в подарок читателям российского «Берега» пришёл эмоциональный и наполненный психологическими неожиданностями рассказ Аллы Геленидзе «Лучше быть здоровым» .
А рубрика «Бережок» припасла для вас произведение Вениамина Гумарова, родившегося на Вологодчине в небольшой деревеньке Арсенка. Образование высшее юридическое. После службы в рядах Советской армии работал народным судьёй Череповецкого городского суда, в народном хозяйстве в течение 25 лет – адвокатом. Его произведения — стихотворения, тексты песен, но на этот раз — сказки. Да, те самые, что добрым молодцам (и молодицам») урок самый что ни на есть добрый.
Спасибо тебе, новый номер «Берегов»! Спасибо. Я долго не расстанусь с тобой. Извини, что не обо всех твоих замечательных произведениях сказал, да читать тебя самому не терпится. Скажем, про то Солнышко, которое у Вениамина Гумарова сказочно живёт высоко-высоко в голубом бездонном небе, румяное и розовощёкое! Славное, одним словом…