В сборнике XXIX научной конференции «Универсум Платоновской мысли»: «Рациональная теология в платонизме», состоявшейся в Санкт-Петербурге
24–25 июня 2021 г., опубликована статья Нины Ищенко, члена редколлегии «Одуванчика», посвященная творчеству Николая Лескова.
Повесть Николая Лескова «Очарованный странник» вышла в 1873 году под названием «Черноземный Телемак», что уже отсылает к античной культуре, путешествию сына Одиссея Телемака. Окончательный вариант названия и сюжет повести позволяют рассмотреть это произведение в гностическом и неоплатоническом контексте.
В так называемом «Гимне о жемчужине», отрывке из гностического апокрифического Евангелия от Фомы II века, иносказательно излагается история падения души из сверхкосмических сфер в материальный мир. По сюжету восточный царь посылает своего сына в землю Египетскую, чтобы тот добыл волшебную жемчужину. Привлеченный сладостью жизни в Египте, царевич забывает, кто он и зачем сюда пришел, и вспоминает о своей миссии только после того, как получает знаки от отца. В конце концов с жемчужиной царевич возвращается домой. Гностическая история земного странствия души имеет и неоплатонические параллели в учении Плотина и разных неоплатонических школ.
Сюжет жизненного странствия как возвращения на небесную родину восходит к пифагорейско-платоновскому кругу идей о теле как могиле души, о небесной родине чистых душ, о посмертной встрече с благими богами. Эти взгляды изложены в «Кратиле», «Государстве», «Федоне» и других диалогах Платона.
В повести Лескова судьба Ивана Флягина рассматривается как возвращение в исходную точку, в монастырь, понимаемый как духовная родина, дом Отца Небесного.
Христианское содержание этого сюжета модифицирует платоновский сюжет, как это имело место исторически в конце античного мира.
Скачать текст в пдф можно по ссылке: Ищенко Н. С. Платоновское влияние в Очарованном страннике