Решил я сегодня (26 марта) забежать на органный концерт. Нет, нет, неправильно, вычеркнете это. На органный концерт не забегают, на него настраиваются, к нему готовятся, как к причастию. Органная музыка – особая и особенная. Вы заметили, что на концертах органной музыки не слышно шепота, шелеста конфетных оберток и кашля? Зрители находятся в полном погружении в музыкальную стихию, которая несет их все выше и выше. Слушать орган нелегко не только потому, что музыка эта формально сложная, но и потому, что она предъявляет высокие требования к зрителю, заставляя его все время быть в тонусе.
Я помню первый концерт нашего органа. Это было в 1985 г. – времени повального увлечения органной музыкой. Один из его строителей (а органы «строят», как дома или соборы) – специалист из ГДР, с гордостью рассказывал о том, как им удалось приспособить звучание инструмента к акустическим особенностям филармонического зала, о высоком коэфициенте реверберации органа (время затухания звука).
И вот – концерт органиста из Москвы Константина Волостнова. В программе, «король органа» И. С. Бах, Ф. Мендельсон и редко исполняемые органные вещи В. А. Моцарта. Об исполнительском мастерстве артиста говорит его статус и звание, а я скажу о другом. Его индивидуальную манеру отличает особая проникновенность, искренность, кажется, что он исполняет не на весь зал, а говорит с каждым отдельно. Исполненная на «bis» хоральная прелюдия Баха «Приди к нам, Иисус Христос!» растрогала слушателей почти до слез.
А завтра, между прочим, в филармонии не менее интересная программа – вокальная музыка М. Таривердиева и его моноопера «Ожидание».